Размер текста:
A A A

EUROCONTROL находится в самом сердце нормативной, научно-исследовательской и управленческой работы по интеграции дронов.

29 Июня 2018
Существует множество задач в области развития системы ОрВД, которые включают в себя эксплуатацию городских дронов на малых высотах, высотных военных дистанционно пилотируемых авиационных систем (ДПАС) и традиционного сочетания воздушных судов авиакомпаний, военных, бизнес и частных ВС.

Следуя запросу Европейской Комиссии, Совместное Предприятие научно-исследовательской программы обеспечения ОрВД в условиях Единого Европейского неба разработало план действий и дорожную карту для обеспечения безопасного, надежного и экорационального использования дронов в нижнем ВП. В результате, родилась концепция U-Space (см.табл.), которая развивается параллельно с давней работой по интеграции, преимущественно, военных ДПАС в гражданское ВП. U-Space – простая концепция, основывающаяся на трех принципах: U-Space должно быть безопасным (безопасность на малых высотах должна быть столь же хорошей, как и в случае традиционной пилотируемой авиации), автоматизированным (система будет производить информацию для высоко автоматизированных или автономных дронов для обеспечения безопасности полетов и предотвращения помех и столкновений), а также готовым к функционированию к 2019 году, как минимум, для основных сервисов, таких как регистрация, e-идентификации и геофенсинг.

Идея – разработать ОрВД систему для БАС с функциями довольно похожими на те, что уже существуют для ОрВД пилотируемой авиации, но с инфраструктурой и сервисами, адаптированными к специфичности эксплуатации дронов. И как же текущий режим ОрВД должен эволюционировать для поддержания концепции U-Space? Как Европе разработать свою собственную систему организации воздушного движения БАС?

«Ключевой задачей для операторов дронов является установление доверия с заинтересованной стороной пилотируемой авиации: традиционными пользователями ВП, поставщиками аэронавигационного обслуживания (ПАНО), пилотами, авиационными диспетчерами и аэропортами, которые все еще часто находятся в настроении сопротивления, когда речь заходит о том, что нужно делить ВП», говорит Филиппе Мерло, Директор по ОрВД EUROCONTROL. «EUROCONTROL может помочь с этим. Хотя система ОрВД БАС (UTM) не то же самое, что ОрВД (ATM), задачи стоят очень похожие, и с помощью наших экспертных знаний и опыта по ОрВД, мы сумеем помочь развить соответствующие требования безопасности для операторов дронов».

Майк Лиссоне, менеджер EUROCONTROL по интеграции системы ОрВД БАС, проводит политику поддержки Европейской Комиссии по вопросам ДПАС интеграции, а также играет ключевую роль в соединении миров пилотируемой авиации, операторов военных ДПАС и новых коммерческих дронов. Он является заместителем председателя группы экспертов по дистанционно пилотируемым авиационным системам (RPASP) ИКАО и генеральным секретарем Совместных органов по нормотворчеству в области БАС (JARUS), группы, которая разрабатывает рекомендации по гармонизации правил от лица более чем 50-ти национальных авиационных властей по всему миру.

«Я думаю, наибольшая трудность – создать единые, равные условия, в которых все конкретно понимают, чего мы пытаемся достичь и все говорят на одном языке», говорит Майк Лиссон. «В пилотируемой авиации, когда Вы говорите о КГС, все понимают конкретно, о чем речь. В момент, когда мы погружаемся в тему малых высот и дронов, мы, внезапно, обнаруживаем множество ложных концепций и принятие желаемого за действительное.

Все потому, что ОрВД БАС (UTM), в действительности, не существует. Существует множество программ, концептуальных документов и даже технологий, но никто до сих пор не знает, как технически и инструментально все это будет работать вместе – кто будет за что отвечать, другими словами. Мы должны быть уверены, что в процессе интеграции малых дронов в малые высоты ВП, они не будут негативно влиять на пилотируемую, а в будущем и непилотируемую, часть гражданской авиации», говорит Лиссон.

Задача, стоящая перед EUROCONTROL, как европейской организацией, усложняется и упрощается одновременно. Усложняется из-за числа регулирующих, сертифицирующих и политических органов, вовлеченных в процесс на национальном и региональном уровнях, но упрощается за счет количества провайдеров систем UTM, базирующихся на континенте и доступных в плане демонстрационных и технических материалов.
С практической стороны, EUROCONTROL много лет был ключевым игроком в развитии европейских и глобальных концепций и обеспечении нормативной поддержки в процессе интеграции пилотируемых и непилотируемых ВС. Он был глубоко вовлечен в группу экспертов по дистанционно пилотируемым авиационным системам в рамках ИКАО, которая называется теперь RPAS, создавая важнейшие составные элементы системы ОрВД, способной управлять беспилотными системами.

Майк Лиссон с коллегами помог разработать Циркуляр 328 ИКАО, Беспилотные Авиационные Системы (БАС), еще в 2011 году, который информировал Государства о зарождающейся перспективе ИКАО интеграции БАС в не сегрегированное ВП и зоны аэродромов. Сейчас Агентство разрабатывает пятую версию своей концепции операций для интеграции БАС ОрВД, которая направлена на создание равных условий, разъясняющую, как с точки зрения ОрВД, БАС сможет интегрироваться в текущую среду ВП.

EUROCONTROL готовится играть более активную роль в европейской работе по интеграции дронов. «У нас здесь есть доступ к средствам, таким как Европейская База Аэронавигационной Информации, которая может стать важной частью в помощи созданию безопасных полетов дронов», говорит Филиппе Мерло. «Мы можем помочь с резервированием траекторий полета через Network Manager (NM). Мы можем предоставлять услуги за дополнительную стоимость по разработке требований безопасности, поскольку у нас есть инструменты моделирования, которые могут быть легко адаптированы для оценки безопасности полетов дронов на очень малых высотах - мы уже проводим оценки безопасности для АОН в неконтролируемом воздушном пространстве на малых высотах».

«Мы могли бы также сыграть важную роль в объединении исследований и разработок, наряду с усилиями по индустриализации, для поддержки европейской программы по беспилотникам. EUROCONTROL продемонстрировал свою способность управлять крайне сложными программами такого типа. В настоящий момент UTM находится в фазе исследований и разработок, но мы должны убедиться в том, что есть общая европейская программа разработки UTM, созданная во избежание раздробленных и расходящихся национальных решений».

EUROCONTROL также изобрел продвинутую концепцию гибкого использования воздушного пространства, поддерживающую совместное использование ВП гражданскими и военными ВС, и работает совместно с ИКАО над разработкой стандартов и рекомендуемой практики для полетов БАС. «Один из наших важнейших участников – это военные», говорит Филиппе Мерло, «и мы должны напоминать остальным нашим участникам, что операторы военных ВС разделяют то же ВП, что и остальные. И пока военные БАС, как правило, более эффективные, чем коммерческие дроны, летающие на очень малых высотах, разрабатываемые нами требования безопасности для операторов военных дронов должны благоприятствовать активности малых дронов.

EUROCONTROL также играет ключевую роль в работе совместно с EUROCAE над тремя рабочими группами, исследующими развитие первых стандартов системы U-Space UTM. Агентство находится в самом сердце разработки и гармонизации отраслевых стандартов и процедур. Гражданско-военный координационный отдел ОрВД (CMAC) EUROCONTROL также работает совместно с NATO и Европейским Оборонным Агентством над предстоящими препятствиями интеграции, которые абсолютно одни и те же как для военной стороны, так и для гражданской», говорит Майк Лиссоне. «Главный аспект, требующий рассмотрения, это часть обнаружения и избегания столкновений – нам нужно привлечь правильных производителей дронов, потому что эта часть индустрии развивается очень быстро, поэтому мы должны быть уверены, что у нас все на месте», говорит он. «К счастью, у нас есть очень хорошие европейские компании такие, как Unifly, Altittude Angel и многие другие, которые позволяют нам строить демонстрационные модели, чтобы увидеть, что, в действительности, возможно. Я знаю, 2019 год – очень сжатый срок для первого сервиса U-space, но я думаю, мы можем уложиться, если будем работать все вместе».

В мире пилотируемой авиации на определение, разработку, создание проекта и внедрение новых норм и правил уходит около семи лет, но эти временные рамки попросту не сработают в мире коммерческих дронов. Существует множество инструментов и процедур, уже разработанных национальными европейскими ПАНО и авиационными властями, которые, как верит Майк Лиссоне, могут обеспечить важные технологические процессы и процессуальный план для ускорения принятия поколения UTM сервисов.

Авиационное Управление Ирландии (IAA), например, адаптировала свое ASSET – приложение облачной Системы Управления Аэронавигационной Информацией (AIM), которое позволяет операторам безопасно вводить данные через сеть интернет и обеспечивает полное отслеживание данных обратно к отправителю, к деятельности БАС. Операторы регистрируются и до тех пор, пока они не находятся в контролируемой зоне, дается разрешение и это видно всем пользователям. Швейцария провела одну из первых живых демонстраций возможностей U-Space в Европе, демонстрируя геопозиционирование и оповещение о состоянии воздушного пространства. Франция разработала Conseil pour les Drones Civils, который собрал все заинтересованные стороны: полицию, военных, инвесторов, операторов дронов, чтобы сосредоточиться на исследованиях и переходе к реальным операциям в пределах прямой видимости.

«Мы действительно хотим помочь государствам провести реальную оценку воздушного пространства», - говорит Майк Лиссоне. «И это означает, что вы не просто следите за контролируемыми зонами, где полеты дронов нежелательны, но определяйте места, где они могут и будут иметь возможность летать. Вам просто нужно знать, как развить инфраструктуру связи, навигации, наблюдения (CNS) в пользу полетов БАС, ОрВД / CNS для полетов дронов, другими словами».

Сохраняются значительные технические проблемы. Операторы дронов могут измерять высоту своих БАС тремя различными способами. Нет правил полета, нет правил полета в пределах прямой видимости и за пределами прямой видимости. Существуют районы воздушного пространства, где гражданские и военные радары могут препятствовать линии связи между пилотом и беспилотным летательным аппаратом. Солнечные панели создают области помех. Телекоммуникационные услуги 4.5G, используемые некоторыми разработчиками UTM в качестве базовой сети связи, могут иметь проблему с задержкой, когда доставка сообщения может занять до шести секунд; существуют проблемы целостности, безопасности, доступности и непрерывности.

«Но давайте сосредоточимся на 2018 году, чтобы предоставить обзор, установить связи, определить, где есть наложения и разрывы, и найти способ двигаться вперед», - говорит Майк Лиссон. «Я думаю, что мы имеем уникальную возможность сделать это, активно участвуя в нормативной части, исследованиях и разработках и в управлении. Поскольку у нас достаточно много Государств- участников, мы должны занять центральное место; это единственный способ, потому что в противном случае будет слишком много аргументаций, слишком много видений, и тогда будет довольно сложно продвигаться в одном направлении. Нам нужно иметь представление о том, куда мы хотим двигаться с UTM в долгосрочной перспективе - до 2040 или 2050 годов », - говорит Майк Лиссон. «Когда у вас установлен этот маркер, я думаю, что развитие будет гораздо более сфокусированным; на данный момент, это похоже на взрыв бомбы с распространением волны во все стороны. Я думаю, что радиочастотный спектр является частью, где будут какие-то вопросы - будет ли он доступен или нет? Работа с сигналами Wi-Fi в настоящее время в порядке, но, когда он станет действительно занят, просто может не хватить ширины полосы».

«У EUROCONTROL очень важная роль», - говорит Филиппе Мерло, - «как у крупнейшего экспертного центр ОрВД в Европе. Мы можем сыграть ключевую роль в поддержке формирования группы интеграции UTM в Европе, которая была разработана в Соединенных Штатах, где у нас есть команда из более чем 60 человек, занимающихся ключевыми вопросами интеграции. Пока что этого еще не существует в Европе, но, работая через SJU, такая команда может быть очень важной в обеспечении уверенности, что мы прикладываем усилия по интеграции дронов в верном направлении».

table1.png

Источник: Skyway, Spring / Autumn 2018 Cover story