Размер текста:
A A A

Мультилатерация упорядочит авиатраффик Санкт-Петербурга и Ленинградской области

23 Октября 2017
В рамках ежегодного международного форума пассажирского транспорта Smart Transport, который проходил с 18 по 20 октября в Санкт-Петербурге, была представлена система наблюдения, способная стать основой для регулирования воздушного движения на малых высотах над Санкт-Петербургом и Ленинградской областью.

Система многопозиционного наблюдения (МПСН) "Альманах" основана на принципе приема информации от нескольких станций спутникозависимого наблюдения и предназначена для создания поля сплошного наблюдения за полетами гражданской авиации в режиме реального времени. МПСН производится на площадке инновационного кластера Северо-Западного регионального центра концерна "Алмаз-Антей", в который входят 6 петербургских предприятий, партнером является НПП "Цифровые радиотехнические системы".

В виду специфики технологии МПСН позволяют обеспечить зону наблюдения не только на всех эшелонах полетов, а это до 20 километров над уровнем моря, но и на малых высотах, где эшелонирование не производится. Эта часть пространства классифицируется как G, здесь летают как самолеты «большой» авиации, так и борта малой авиации, вертолеты, бизнес-джеты, беспилотники и т.д. За счет возможности вести мониторинг во всех классах воздушного пространства, «Альманах» не только является уникальной системой, выполняющей задачи организации воздушного движения (ОрВД), но и нашла свое применение в решении вопросов упорядочивания авиасообщения в городах и областях.

Наблюдение за авиацией общего назначения и беспилотниками, выполняющими полеты на высотах от 0 до 450 метров, не входит в обязанности органов обслуживания воздушного движения. В этой связи в целях обеспечения достаточного уровня безопасности выполнения полетов над Санкт-Петербургом и Ленинградской областью в воздушном пространстве класса G и на высотах ниже эшелона FL10 (300 м) поставлена задача обеспечить непрерывное наблюдение за полетами. Система «Альманах» обеспечивает наблюдение за полетами воздушных судов в зоне ограничения над Санкт-Петербургом и в воздушном пространстве Ленинградской области, в т.ч. в районах расположения опасных и особо опасных объектов. Она исключает «слепые» зоны в поле наблюдения в условиях со сложным рельефом местности, к которой относится и городская застройка, и при этом обеспечивает получение оперативной информации о местоположении летательного аппарата в случае их аварийной посадки или крушения.

Необходимость выполнения задачи обеспечения мониторинга использования воздушного пространства над СПб на высотах ниже 450 м предусмотрена «Программой развития авиации общего назначения в Санкт-Петербурге на 2016-2020 годы». Данная программа предусматривает расширение сферы применения авиации общего назначения за счет привлечения ее к решению общественно значимых задач, увеличение коммерческой привлекательности воздушного пространства, в т.ч. в сфере туризма и торговли, а также популяризацию авиационной отрасли среди детей и молодежи в регионе.

Воздушное пространство над территорией Санкт-Петербурга и Ленинградской области с каждым годом становится все более привлекательным для частных и коммерческих пользователей в связи с ростом доступности самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. Особое место в городском авиатраффике занимает санитарная авиация.

В настоящее время в Санкт-Петербурге эксплуатируются более 90 единиц авиационной техники (легкие самолеты и вертолеты, аэростатические воздушные суда - тепловые аэростаты и дирижабли). Инфраструктура авиации общего назначения насчитывает в Санкт-Петербурге и Ленинградской области более 40 посадочных площадок для вертолетов и более 20 посадочных площадок для самолетов.