Размер текста:
A A A

TIS-B в России: ЦРТС и Навигатор предлагают новую опцию для обеспечения безопасности полетов

20 Января 2020

Совместное тестирование сервиса TIS-B подтвердило возможность повысить ситуационную осведомленность пилотов ГА об окружающем трафике с использованием информации АЗН-В 1090ES.

Сегодня в мировой магистральной авиации и АОН для этой цели используются разные технологии. Наиболее распространенное из них – активное наблюдение с использованием бортовой системы предупреждения столкновений TCAS (Режим S/RBS) и выдачей предупреждений об опасном сближении (Traffic Advisory) для версий системы I и II, а также рекомендации на выполнение упреждающего маневра для версии II.

Сервис TIS-B предполагает пассивное наблюдение на борту и бортовые приложения наблюдения на его основе (Airborne Surveillance Applications) и может использоваться в переходный период (когда часть бортов не оборудована средствам АЗН-В out), а также как резервное средство в случае отказа как отдельных элементов бортового оборудования АЗН-В out, так и отказа ГНСС.

– Средний срок эксплуатации воздушных судов составляет 25 лет, а значит, в настоящее время не все борта оборудованы ответчиками последнего поколения АЗН-В out, – рассказывает главный конструктор МПСН «Альманах» компании «НПП «ЦРТС» Юрий Капойко. – TIS-B позволяет пилотам воздушных судов, оборудованных современной авионикой, видеть ВС с большим эксплуатационным стажем.

Экспериментальная передача информации о воздушной обстановке в районе Санкт-Петербурга была осуществлена с использованием станций TIS-B разработки ООО «НПП «ЦРТС». Оперативные данные об авиатрафике были получены от МПСН «Альманах», установленный в зоне Северной Столицы. Прием информации контролировался малогабаритной системой наблюдения за воздушной обстановкой МСНВО-2010 производства АО «Навигатор», которая устанавливается совместно с серийно выпускаемым многофункциональным индикатором (БМС-Индикатор). Изделие МСНВО-2010 – первая отечественная система с функцией АЗН-B IN и сервисом TIS-B, реализующая совместно с ответчиком СО-2010 функцию АЗН-B полностью. За разработку этой технологии АО «Навигатор» награжден в 2016 году Дипломом конкурса «Авиастроитель года – 2016».

– В ходе мероприятий по тестированию сервиса была осуществлена передача данных, поступающих по запросу от ВС: скорость высота, курс, вертикальная скорость самолета и т.д. Другими словами, в полной мере реализуется базовый принцип АЗН-В «каждый видит каждого», пояснил Юрий Капойко.

Стоит отметить, аналогичная технология TIS-B на базе линий передачи данных UAT и 1090ES применяется в США с 2007 года. В России впервые реализована возможность использования сервиса на базе одного канала передачи данных – мирового стандарта АЗН-В 1090ES. Отечественный подход к использованию сервиса TIS-B может оказаться перспективней и эффективней американского, так как не требует установки двойного комплекта оборудования на борту воздушного судна.

АО «Навигатор»

Институт авиационного приборостроения «Навигатор» занимается разработкой и производством бортового оборудования: систем АЗН-В, систем навигации и посадки, самолетными ответчиками, системами безопасности полета, бортовыми многофункциональными системами и др. В настоящее время аппаратурой этой компании оборудованы сотни российских ВС гражданского и военного назначений всех типов. Среди них – вертолеты Ка-226, Ка-62, «Ансат», Ми-8 и др.; самолеты Ил-76, Ту-204, Ил-96, Як-130, Ан-148, Су-25, Су-27, Су-30, Су-34, Су-35, МиГ-21, МиГ-29, МиГ-35, а также беспилотные летательные аппараты.

ООО «НПП «ЦРТС»

Научно-производственное предприятие «Цифровые радиотехнические системы» – эксперт в области технологий мультилатерации, автоматического зависимого наблюдения и радиолокации для управления воздушным движением, член Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». Оборудованием компании оснащаются аэропорты всех типов на территории стран СНГ и дальнего зарубежья.

МПСН «Альманах»

Многопозиционная система наблюдения «Альманах» – интегрированная система, разработанная научно-производственным предприятием «ЦРТС» и обеспечивающая наблюдение в зоне аэропорта наблюдение в режимах А/С/S и АЗН-В 1090 ES. Система сертифицирована Росавиацией в 2016 году. «Альманахом» уже оборудованы 8 отечественных аэропортов, среди которых Пулково (Санкт-Петербург), Минеральные Воды, Толмачево (Новосибирск), Кольцово (Екатеринбург), Самара и Казань. До 2020 года система будет установлена в целом ряде стратегически важных аэропортов по всей стране.