Размер текста:
A A A

ЦРТС: VDL-4 должна быть исключена для применения в гражданской авиации

29 Августа 2019

В НПП «ЦРТС» поступают запросы относительно возможностей поставки станций автоматического зависимого наблюдения АЗН-В линии передачи данных VDL-4.
Оборудование данного режима на сегодняшний день не эксплуатируется гражданской авиацией ни одной страны мира в виду технического и технологического несовершенства, о чем ранее сообщал ряд СМИ.
НПП «ЦРТС», являясь одним из лидеров в области разработки и производства средств наблюдения за воздушным движением, считает необходимым разъяснить, что технология VDL-4 не применима для нужд гражданской авиации (как пилотируемой, так и беспилотной) в национальных масштабах по следующим причинам:

1.     Характеристики не соответствуют существующим и перспективным требованиям к наблюдению, в первую очередь, многократно более низкая пропускная способность и невозможность независимого (от ГНСС и самой линии передачи данных) измерения местоположения воздушных судов.

2.     Низкая скорость передачи данных. VDL-4 при использовании одного сигнального канала обеспечивает скорость передачи данных 14,4 кбит/с, а при использовании 4-х каналов (максимум, рассматриваемый в зарубежных источниках) — 57,6 кбит/с. Для сравнения, канальная скорость у 1090ES порядка 1000 кбит/с (1 Мбит/с), а в перспективе – 4 Мбит/с.
 
3.     VDL-4 создает угрозу опасных сближений и столкновений в воздухе, т.к. несовместима с используемым оборудованием бортового наблюдения и предупреждения столкновений в воздухе (TCAS II/ACAS-X), основанных на линии передачи данных частот 1030/1090 МГц, а также несовместима с наземными кооперативными средствами УВД (МВРЛ, МПСН), находящимися в эксплуатации в РФ.

4.     Для обеспечения совместимости бортового оборудования необходима во всем используемом воздушном пространстве поддержка наземной инфраструктуры станций приема систем 1090ES и VDL4 и ретрансляции (ADS-R), что в условиях существенно меньшей пропускной способности радиоканала VDL-4 по сравнению с 1090ES, приведет к коллапсу системы АЗН-В VDL-4.  

5.     VDL-4 не может обеспечить нужды широкого круга беспилотной авиации, так как для дистанционного пилота БПЛА особенно важны малые периоды обновления и достоверность данных о местоположении. Для интероперабельности воздушного пространства целесообразно иметь единую технологию наблюдения, обеспечивающую применение концепции «каждый видит каждого», и совместимость протоколов разрешения конфликтов, чего VDL-4 не обеспечивает.

6.     VDL-4 не поддерживается мировыми авиапроизводителями, пользователями воздушного пространства и ни одним государством мира, поэтому не применима в международной гражданской авиации. Добавленные на пилотируемые борта радиостанции VDL-4 ADS-B будут мешать существующей ОВЧ (VHF) радиосвязи. Ведущие мировые авиапроизводители Boeing и Airbus еще 15 лет назад озвучили свою принципиальную позицию об отказе от АЗН-В VDL-4.

7.     Технология VDL-4 не поддерживается мировыми центрами стандартизации (RTCA, EUROCAE), поэтому не будет развиваться. Многие приложения и модификации не стандартизированы. Например, шифрование, которое подается как преимущество, не является частью стандарта, его характеристики нигде не опубликованы, и оно является проприетарной технологией.

8. Защита информации системы наблюдения должна быть обеспечена для всех пользователей воздушного пространства. Предложение обеспечить ее только для незначительной части воздушных судов, оборудованных «российской версией VDL-4», не обеспечит необходимого уровня информационной безопасности. При этом, из-за несовместимости, создаст условия для опасных сближений и столкновений в воздухе. Разработка и валидация «российской версии VDL-4» потребует дополнительных государственных затрат. Системы наблюдения на основе сигналов 1030/1090 МГц в соответствии с рекомендациями ИКАО обеспечивают информационную безопасность одновременно с интероперабельностью существующих и будущих технологий наблюдения и предупреждения столкновений в воздухе.


ВЫВОД: поддержка двух систем АЗН-В не имеет обоснований, экономически не оправдана, и создает угрозу безопасности в воздухе.